МТС Велком Лайф
Инфоцентр 664-08-47
МТС Велком
Отдел продаж 551-69-93
Корзина

Уроки истории с Майком Олсоном

11.11.2008

Дата интервью: 15ое октября 2004 года

— В технологии Magne-Traction, помимо того, что это очень интересная идея, есть ещё что-то...

— Типа, чокнутое?

— Да, типа чокнутое.

— Именно. Это как будто дизайнеры либо были пьяные, либо уставшие, или и то, и другое.

— Может кстати они и были пьяные, когда выпиливали форму. Но Mervin ведь дал столько новых идей лыжной и сноубордической промышленности - например, параболический вырез?

— Точно.

— И конструкцию кэп?

— Ага.

— Всё верно?

— Да, всё так. И смешно, потому, что очень много людей не в курсе. Помню, несколько лет назад несколько сноуборд-компаний, типа Scott, собирались перенести параболический вырез в сноуборд из лыж. Представляете, эти люди думают, что глубокий боковой вырез - лыжное изобретение. Смешно! В сноуборд индустрии в последнее время столько новичков с намерением "поближе взглянуть на лыжную индустрию". Я впервые применил глубокий боковой вырез в начале 80-х. Тогда все сноуборды, представленные на рынке (Sims, Barfoot, Burton, Snowtech, Slicker) обладали вырезами, не имевшими ничего общего с современными. Нос у них был, как у серфовых досок. Вырез в неверном направлении. По форме они сначала повторяли песочные часы, а к хвосту были просто спрямлены. Дизайнеры просто рисовали красивую форму, не задумывась о том, как она реально работает. Я как-то встретился с Крисом Кэролом, который тогда работал на фабрике Burton и спросил его - "Откуда берутся формы ваших досок?". И он ответил, буквально: "Ну, они как бы, сами по себе". Они просто рисовали эскиз, смотрели на него, спрашивали друг друга: "Как выглядит?" - и сами отвечали - "Эстетично". Вот чем определялась форма досок.

По иронии, мои доски меньше всего походили на сёрф, а больше были похожи на монолыжу в то время. Была ещё тогда компания, Bahne Monoskis. А моими досками торговал один-единственный магазин в Вашингтоне. Назывался он The Bike Factory, и в нём продавались в основном скейтборды и велосипеды, и немного сноубордов. Он (хозяин, Боб Барчи) всё повторял - "Это же монолыжа. Забери её отсюда" - а я пытался объяснить, как она работает.

И что ещё смешнее, из всех, кто тогда занимался досками, я был единственный, кто делал сёрфы, - чтобы заработать на жизнь. Я на самом деле знал, как сёрф работает, и при этом мои доски меньше всего были похожи на сёрфы. Изгибы сёрфа работают совсем не так, как вырезы сноуборда, они совсем для других целей. Длинный острый нос - для того, чтобы опираться на воду. Но другие этого не понимали, продолжая делать острые носы сноубордам. Я говорил: "Сноуборд не опирается на волну, зачем острый нос?".

Я заимствовал свою сноуборд-теорию у лыж, особенно что касалось верно направленного бокового выреза. Я подумал - а почему бы не поэкспериментировать с глубоким вырезом? Ведь в отличие от лыж, здесь весь вес сосредоточен на одном снаряде. Значит, и вырез должен быть в два раза больше.

И ещё, мне совсем не нравились доски с прямым боком (как большинство лыж в то время). Хвост при катании сносило, тащило в сторону. А так как мы пытались сделать катание на сноуборде больше похожим на сёрф или скейт, то я и придумал сделать особенно глубокий вырез именно под заднюю ногу. Тогда поведение доски действительно походило на сёрф - почти. Когда вы ставили такую доску на кант, то она начинала ехать уже по выраженной траектории, кант не проскальзывал. А уже под передней ногой вырез нужен был меньше - более прощающий на входе в поворот, потому что при входе управляемость меньше, чем при выходе. Все боковые вырезы на моих досках - самых первых досках - были такие, которые сейчас называют "прогрессивными" или "двухрадиусными". Как только не называют, но на самом деле - смешаны два радиуса.

— А когда вы сделали новые формы и вырезы, людям они сразу понравились? — Нет, сначала нет. Даже вообще не понравились. Даже те, кого я хорошо знал продолжали твердить: "Почему бы тебе не попробовать что-нибудь нормальное?".

Avalanche были первыми, кто тоже применил боковой вырез. Их доска была списана с лыжи, вырез неглубокий, но он был верно направленный. Так что мы были единственными, кто применял правильный вырез и не делал плавников. Мне говорили: "Почему вы не уберёте вырез?". Но я отказался это делать. Мне просто не хотелось.

В те дни мне хотелось, чтобы сноуборд в поведении ощущался бы так же, как сёрф или скейт - где сделать 360 считалось трюком. А для сноубордов тех дней всё было наоборот - поехать карвингом было трюком. И когда я пытался объяснить это хозяину магазина, в котором продавались мои доски, он заявил: "Забирай свою монолыжу. Я хочу чтобы сноуборды ездили с заносом". Такая была ментальность у людей. Из-за того, что 3 или 4 других бренда выпускали доски, которые не умели карвить, бескарвинговая реальность была нормой.

После такого я решил выпустить рекламный проспект. Это был наш первый опыт. Четырёхкрасочный, настоящий. Другой такой был только у Burton. Денег у меня на роскошь не было, но был знакомый в типографии, который сделал рассрочку платежа на год. В проспекте рассказывалось о карвинге. Там говорилось: "GNU - не сноуборд. Потому что сноубордисты ездят со сносом, а не по дуге".

Там была раскадровка - как двигается обычный сноуборд. Мы нарисовали доску того времени, с острым носом, а ехал на ней тип, похожий на неандертальца, такой же тип лица. Ехал с проскальзыванием, оставляя широченный след за собой. А рядом демонстрировалось, как ездит наша доска. Современной формы, оставляя тонкий карвовый след. Мы объясняли что такое карвинг! В то время - а это был 1986 - такое слово ещё не использовалось в сноубординге. У нас даже спрашивали всё время, просили объяснить. Мы продвигали концепцию карвинга.

Потом фотографии наших досок попали в Европу. Мы поместили в журнал ISM полосу с заголовком "Функциональная форма, функциональный карв". Это было нашей первой рекламой. На фото, на доску падала тень, потому что кадр был сделан сверху, на Худ (Mt. Hood). Я думаю мы были первыми сноубордистами, которые там вообще катались, потому что канатчики понятия не имели, что за снаряды мы принесли с собой. Но в общем, суть в том, что из-за упавшей на доску тени нос выглядел достаточно тупым.

И тут вдруг Хугер Бугер (Хосе Фернанадес, легендарный производитель досок из Швейцарии) через год выпускает борды с тупыми задранными носами. Длиной они были всего 5 сантимеров, и очень сильно напоминали то, как выглядела наша доска в рекламе, сфотографированная в таком ракурсе - как будто они просто не поняли, неверно интерпретировали фото. Сходство было полное.

И с этого момента начался рост карвинга. Даже целое евро-карвинг-движение, полтора года спустя. Все вдруг оживились. Burton выпустил рекламный ролик, где Жан Нерва говорил: "Ты карвишь, карвишь, карвишь.. никакого проскальзывания". В один момент все вдруг начали говорить: "Смотрите, в Европе карвинг-движение!". Но мы-то знали, что этому движению на тот момент было уже три с половиной года.

— И после этого боковой вырез распространился?

— Да. Все начали его использовать.

— И лыжи тоже получили параболический вырез?

— И лыжи тоже, да. Помню, в 1985 я покупал канты в K2. Меня спрашивали, откуда я беру канты. Говорили - ты производишь доски в США, а где канты берёшь? Здорово, что они мне их продавали. Кстати они были на грани банкротства тогда. В газеты такие истории в то время редко попадали, так что никто не знал этого. Я встретил президента K2 как-то раз в банке Сиэттла. Он был банкиром.

В общем, я покупал у них канты. И вот как-то они мне говорят: "Мы на исходе. Нам бы хотелось попробовать что-то новое. Принеси сноуборд посмотреть, - мы никогда не видели его. Давай попробуем, может быть, наладить совместный выпуск". Я пришёл в K2 со сноубордом и встретился со всеми их инженерами. Мне был 21 год, а там сидели все те ребята, которые создали лыжи, помогшие Стиву и Филу Махеру выиграть золотые медали. Я волновался - четыре инженера и один менеджер сидели вокруг, а я объяснял им, что такое сноубординг.

Через полчаса я задал им вопрос: "А почему бы вам не попробовать глубокий боковой вырез в лыжах?". Я тогда ещё и лыжным инструктором на жизнь зарабатывал. Это держало меня на плаву - шейпинг сёрфов и преподавание. Получалось где-то около 5 долларов в час. И вот я говорю им: "Смотрите, новички - мне особенно нравится работать с ними - учатся очень быстро. Продвинутые катаются просто очень здорово. Но ученики со средним уровнем не могут сдвинуться с места. Проблема в том, что у них лыжи, которые они приобрели в 70-е и ранние 80-е, так называемые лыжи среднего уровня - прямые, без выреза вообще.

Был такой период, когда K2 выпускала "короткие" лыжи без выреза. Новички, которых я учил, катались на лыжах секонд-хенд или даже вторично перепроданных, и эти лыжи были выпуска начала 70-х, с глубоким вырезом, как у слаломных лыж, и на этих лыжах они сразу перескакивали в разряд продвинутых. А средние катались на лыжах из ранних 80-х. И когда я спросил про глубокий вырез на лыжах, они засмеялись. Они сказали: "Если сделать глубокий вырез, то в том месте где ботинок лыжа станет слишком узкой. Линии вырезов пересекутся, и от лыжи ничего не останется". Я ответил:

— А почему не расширить всю лыжу?

Они снова засмеялись, но я не понял почему. Они ответили:

— Это невозможно.

— Но почему?

— Она никогда не повернёт.

— Но почему нет?

— Она будет слишком широкой.

Я сказал: "Но сноуборд шириной в 25 сантиметров, и он поворачивает!". Они почесали затылки и ответили, что это потому, что на сноуборде стоят обе ноги. Я подумал - наверное, они знают, что делают. Решил просто поинтересоваться - экспериментируют ли они с вырезом вообще.

Оказалось, что всё, чем они занимаются - как лучше наносить графику и исследование новых материалов. Я спросил:

— Так вы вообще над вырезом не работаете?

А они:

— Нет. Наша геометрия проверена временем.

И тогда я понял, что предела нет. Четыре лучших инженера даже не помышляли о такой вещи, как вырез. Для меня это послужило большим толчком.

— А когда Вы разработали свои новинки, вы, очевидно, не запатентовали их и никак не защитили?

— Представление многих о патентах часто неверное. Они не являются тем, чем мы привыкли их считать. Некоторые из них в некоторых областях индустрии действительно работают, но те, что относятся к лыжам и сноуборду легко обходятся. Если хочешь украсть идею - достаточно слегка модифицировать её. Патенты на дизайн тоже не очень хорошо защищают. Можно запатентовать форму, но такой патент легко обходится, потому что если форму даже немного изменить, то это уже другая форма.

Burton вот пытался судиться со всей индустрией. Мы отсылали письма их юристов обратно со словами "Вы наверное сейчас переживаете не лучшие времена, что решились взяться за такое дело". И нас больше не беспокоили. У меня в архиве есть фото, где я держу доску с закладными в форме треугольника. За 7 лет до того как их стал использовать Burton. Или что-то вроде того. Просто я, тогда как раз экспериментировал с закладными.

— А вы всегда экспериментируете?

— Да, всегда. По той причине, что я начинал без денег и учителей. Вот говорят: "Не мысли пределами". А у меня их никогда и не было - как не было и денег. Так что оставалось экспериментировать.

Влияния

— На меня сильно повлияли два человека: Том Морэй из Morey Boogie - парень, который занимался буги-бордами (для body-сёрфа, например www.boogieboard.org. Я познакомился с ним в 80-е. Он придумывал сумасшедшие идеи. Как-то он заявил мне: "Майк, сходи-ка в библиотеку. Загляни в каталог Thomas - это список всех производств на территории США и Канады. Так ищутся материалы".

Я хранил этот секрет в тайне до наступления компьютерной эры. Это сейчас легко искать, а тогда найти какой-нибудь композитный материал для производства было проблемой. И ещё человек, который выпускал лыжи RD. Майк Бернетто. Он делал их вручную в Сан Вэлли в середине 80-х. Я поехал туда и две недели прожил в своём пикапе, рядом с его фабрикой. Он дал мне отличный совет: "Не пытайся понравиться всем", - сказал он, - "Просто будь отличным парнем. Если тебе удастся охватить 10% рынка - ты будешь счастлив. Эти люди пойдут за тобой".

Именно такой всегда была наша философия. Пока все пытаются угодить всем, мы сосредоточились на "не всех". То, как Gnu и Lib Tech представлены на рынке многим просто не понять. Но уж, зато те, кто понимают - любят всей душой.

И так как у меня ничего не было, все материалы, и конструкции я придумал сам. Очень сильно мне помогло то, что я не мог позволить себе купить лыжи. У меня друг работал экскаваторщиком на свалке K2. И он нам подбирал из возвращённых по гарантии и бракованных пары. Мы их чинили и катались на них. Ещё я покупал много секонд-хенд лыж - ремонтируя их, я много узнал о конструкции.

И работа над сёрфами мне тоже сильно помогла. Мне самому приходилось понимать принципы работы сёрфа. Всё что у меня было - картинки из журнала Surfer. Я на глаз прикидывал все размеры. Это сильно помогло в разработке теоретической части. Мы многое изобрели впервые. Мало кто знает это.

— А что, например?

— Например три-аксиальный фибергласс (трёх-направленная стеклоткань) и сшитая стеклоткань, которые сейчас повсеместно применяются в лыжах и сноубордах. Все используют их сейчас, но никто не знает, что первыми были мы.

Три-аксиальный фибергласс

Приезжаю я как-то в магазин Мэта Камминса Northwest Snowboards четыре года назад, и кто-то говорит - "А вот у Burton новый тип стеклоткани" - и потом рассказывает, в чём новизна, пересказывает из бёртоновского проспекта. Посмотрел я, что они там пишут - мало того, что они там дали неправильное объяснение, так ещё и заявляли, что они первые, хотя у нас эта технология была с 1985-го.

На большинстве американских заводов стекловолокно появилось пятью годами позже, чем у нас. Оно стало индустриальным стандартом. До этого всё стекловолокно было только в Европе. На самом деле, Burton до сих пор использует большей частью европейское волокно. Это пред-обработанное волокно, где большинство нитей идёт только в одном направлении, поперёк доски, и эти нити переплетены. А мы стали использовать ткань, где нити идут в трёх различных направлениях, образуя X-образный рисунок вдоль всего борда, причём они не переплетаются, а прошивают друг друга, что делает ткань более упругой.

Я работал с компанией, которая первой в мире выпустила сшитую ткань. Мы не были первыми, кто создал такой тип ткани - они сделали её раньше для применения в судостроении. Но я пришёл с идеей многонаправленного плетения и разного веса и типа нитей, - все эти идеи сейчас в учебниках.

Помню, однажды Джейсон Касниц проводил тесты для K2 - сжигал наши доски, чтобы посмотреть, как устроено волокно - жгли наши доски, пока не оставалось одно лишь стекловолокно, чтобы посмотреть, как оно устроено. Он сказал мне - "У вас изощрённая конструкция - плетение, толщина нитей". В лыжах такого ещё не было. Меня очень удивило, что они даже не знали, что такая стеклоткань существует. Так что это точно одна из вещей которую мы применили, ставшая общим стандартом сегодня.

Метрическая система

Многие думают, что это издевательство, но мы также первыми применили метрическую резьбу M6 в закладных. При этом мы были широко известны как компания с не-метрическими стандартами. Из-за того, что мы использовали американские стандарты, продажи упали. И тогда мы запустили рекламу - "мы изобрели M6". Люди посмеялись. Но на самом деле, забавно было начать использовать M6 в сноубордах. Я возил закладные М6 в Европу в середине 80-х. Отправлял их в Австрию в компанию Pale Skis, которая делала доски для Avalanche, Kemper, и других брендов. Они производили также некоторые из моих досок, так что я продавал им закладные. Был посредником.

Смешно - Европа использовала метрическую систему, но изготавливать закладные в Австрии или Германии было дороже, чем возить из Японии. Я заказывал их, менял упаковку - чтобы они не узнали, откуда на самом деле товар, - и отправлял. Мне они доставались по полтора цента, а в Европе стоили по 11.

А Burton и Sims всё ещё использовали футороки. Они их вкручивали в доску, а потом, когда она была готова, высверливали и вкручивали футороку большего размера. Мы же первыми применили заламинированные закладные, которые нельзя было вырвать из доски.

Так появился четырёх-винтовая система крепления - за годы до того, как её начали использовать другие. У нас она была немного шире, чем та, что используется сейчас. Стандартная же 4-винтовая система была разработана K2 Кевином Делани, когда он катался за них и работал там.

Потом я поделил отверстия, повернул и сделал трёх-винтовую систему. Единственная причина, по которой такая система была возможна - то, что закладные так крепко держались в доске. Никто ещё не применял эту технологию. Помню как-то подошёл ко мне Пол Врен, главный инженер Burton. Он всё смеялся, насколько прочной была наша система (в своих досках они использовали широченный ряд из миллиона закладных).

Он сказал: "Никогда они держаться не будут. Сколько досок вам возвращают с вырванными закладными?"

Я ответил: "Нисколько, они не вырываются".

А он: "Никогда держаться не будут".

И через несколько лет у них появляется трёх-винтовая система. А потом у F2 - четырёх-винтовая. И все вдруг воскликнули: "Смотрите какое изобретение - F2 сделали его!". Благо Кевин помнит, как всё было на самом деле. На трейд-шоу он во всеуслышание заявил, что у Gnu эта система использовалась намного раньше - и все смеялись над ней.

— А как вы думаете, в свете того, что все сначала смеялись, а потом использовали Ваши идеи, - с Magne-Traction будет также?

— Вообще-то, я думал, что смеху будет больше, так как концепцию Magne-Traction я придумал ещё в 1986 году. Я её откопал и показал некоторым нашим в компании 7 лет назад. Я сказал: "Если будет свободное время - надо будет ей заняться. Теперь она могла бы выстрелить".

Magne-Traction из тех идей, которые на первый взгляд кажутся слишком смелыми, нереалистичными. В неё трудно было поверить. Мы начали разрабатывать её в 1986 году и остановились тогда же, потому что люди были не готовы к ней. Семь лет назад я решил, что время пришло, и предложил идею снова. Все смотрели на меня как на сумасшедшего. Но всё же есть и те, кто заинтересовался, поверил в неё.

Я думаю, что это одна из самых сложных для восприятия идей, так как она выглядит сумасшедшей. Но вот взять, например, скейты - их так долго не воспринимали просто потому, что не хотели. Я думал, что пройдут годы, прежде чем Magne-Traction станет реальностью, да и то не приобретёт широкой известности и продвигать его надо будет осторожно. Но потом те, кто по моим представлениям должны были наиболее скептично отнестись к технологии, повели себя наоборот, иначе. Они поглядели, попробовали - и полностью переменились. К концу года я не мог поверить, насколько быстро все узнали о Magne-Traction.

На парковке у горы Бэйкер ко мне подходили лыжники и просили сделать лыжи с Magne-Traction. Она всем пришлась по душе. Это как нож с насечками, режет вдвое лучше обычного гладкого. Режущая поверхность неровная, и поэтому лезвие входит глубже. Вот и вся теория.

Сноуборд хорошо идёт по целине и каше, но на льду оставляет желать лучшего. По льду - прикольно, но не очень. Как-то на выставке пару лет назад я сказал в разговоре с другими компаниями: "Я не думаю, что сноуборды ездят по льду хорошо". Они ответили: "Наши нормально ездят". А я: "Да я не об этом. Я хочу сказать, что сноуборды ВООБЩЕ должны вести себя на льду лучше". Но они не поняли меня. Прелесть Magne-Traction в том, что это лишь первый шаг. У меня в запасе целая серия других новинок. Предела нет! Мы пока не определились, насколько глубокими должны быть вырезы, сколько их делать. Может, лучше их сосредоточить в районе крепления, а может, между. Может, где-то сделать поглубже, а может и нет. Уже всем понятно, что сноуборды сильно тормознули в развитии в последние 20 лет.

Каждая компания заявляет: "В этом году мы всё изобрели заново". Но в реальности это только новая графика, да пара новых форм. И никаких серьёзных новинок.

К счастью, лёд и плотный снег - это то, с чем большинству приходится сталкиваться каждый день. Про Европу я вообще молчу. И здорово, что Magne-Traction позволит сделать катание в таких условиях много веселей.

Другие "впервые"

Мы первыми применили кучу всего. Маркетинговые отделы компаний делают громкие заявления время от времени, мы в этих случаях говорим: "слишком новое, чтобы успеть забыть".

Never Summer, например, блестяще выступили со своими боковыми стенками из UHMW, и в рекламе заявляют, что изобрели их в 1991-м. Все наши доски с 84-го по 86-й использовали стенки из UHMW. Производство у нас тогда было недалеко от Сиэттла, мы прессовали ламинат при высокой температуре. Я тогда покупал препрег (статья на википедии) у одного из боинговских подрядчиков. У них как раз были излишки, частью просроченные, им надо было куда-то это девать, и я купил у них. Доски мы прессовали при температуре 177 градусов, так что всё плавилось. Единственные боковые стенки, которые выдерживали эту температуру были UHMW. Теперь же благодаря Never Summer мы снова используем этот материал.

Что ещё?

Мы делали "кэпы" в 1987-м и "сэндвичи" в 1984-м. Потому что до этого все делали доски так же, как скейты - кленовый шпон, 7 или 9 слоёв. Я же делал конструкцию "сэндвич".

Другое наше изобретение - плетение стекловолокна под 20 градусов. Нити проходят Х-образно, по диагонали через доску, от точки опоры до точки опоры. Мы применили это в нашей доске Temple Cummins. Сохранилась даже реклама, в которой говорится про 20 градусов. А теперь Salomon получает патент на эту технологию. Они сочинили его за несколько месяцев. И заявляют, что до этого были 0, 90 и 45 градусов, а они изобрели 20 - и это радикально новая концепция. Плохо то, что те, кто патенты выдаёт, никак не проверяют, существовала ли такая идея ранее, или нет.

А ещё?

Знаете Crown Plastics? Это они изготовляют UHMW пластик, из которого все делают наборные скользяки. Они были единственным поставщиком пластика для скользяков - фирма принадлежит Гари Эллерхорсту и его семье, они стали заметными в конце 80-х начале 90-х.

Поначалу мы были их первыми сноуборд-клиентами, и они даже не знали этого. Я каким-то непостижимым образом нашёл двух старичков, которые утверждали, что выпускают пластик, на самом деле они были посредниками. Потом я нашёл другого поставщика, и он тоже был посредником. Но на всех упаковках была надпись Crown, и я понял, что на самом деле это и была компания, которая на самом деле производила пластик. С Crown было приятно работать - они хорошие поставщики. Сегодня многие покупают у них материал - Ride, Burton.

Олсон о креплениях

Ещё одна вещь, которая - я верю - вернётся в сноубординг, это язык на креплениях. Мне уже приходилось слышать от некоторых: "Я думаю будущее за языками, вроде тех, что используются у Flow".

У меня до сих пор сохранилось несколько коробок таких. Некоторым они нравились, а некоторые считали их бесполезными. Смешно вспомнить - нашими языками пользовались Крэг Келли и Терри Кидвелл, двое самых известных райдеров в своё время, - при том, что они спонсировались другими компаниями. Перестали пользоваться ими, потому что считали, что с ними нельзя получить достаточной продольной подвижности ноги в креплении. Это при том, что двое самых продвинутых райдеров, как раз пользовавшихся этой подвижностью на всю катушку использовали наши языки.

Прелесть языков в том, что они дают такую же опору для фронтсайд-поворотов, какую дают задники - для бэксайд-поворотов, но при этом нога остаётся подвижной вдоль доски.

— Да уж, нога в ботинках той поры гуляла изрядно...

Именно. Ботинок был мягкий, и нога гнулась вдоль доски, но не гнулась поперёк. Наши языки были трёх различных жёсткостей - мягкий, средний и жёсткий. Хорошая была концепция, но она совершенно отмерла. Приятно, что Flow пытаются её возродить.

Flow сейчас отлично выступают. Их быстрозастёгивающиеся крепления Cinch - новаторские. Burton тоже разрабатывает что-то новое. Посмотрим. Но Flow, даже, несмотря на то, что использовали некоторые наши старые идеи, ушли дальше в развитии. Они сейчас популярны, молодцы.

Производство креплений в Италии

Это целая отдельная история. Была такая компания - Icaro Olivieri. Основали её два брата, которые в 60-х придумали пластиковую застёжку для лыжных ботинок. Они её запатентовали и пользовались патентом около 20 лет. И когда мы собрались выпускать собственные крепления, я решил, что поеду в Италию за застёжками, которые нам всё равно были нужны, а заодно посмотрю - может, и всё крепление у них можно будет делать.

Они про сноуборд никогда на слышали, и с американцами тоже дела никогда не имели ещё. Зато президент компании разговаривал по-английски - потому что учил его в школе. В общем, мне посчастливилось беседовать с человеком, который выпускал на своём заводе чуть ли не 80% всех мировых застёжек для ботинок, и ещё 80% лезвий для коньков. И мы договорились.

Долгие годы я был единственным, кто разместил там своё производство. Потом Джеми Солтер (владелец компании Kemper в то время) застал меня за совместным с Оливьери обедом на выставке ISPO, и узнал секрет. Ещё один секрет заключался в том, что Оливьери меня спонсировали - они делал крепления в долг, так как денег у меня не было. Так было изготовлено 5500 креплений.

Потом у нас не было денег на новые формы, и я заявил Джейсону Касницу (K2): "Нам нужно сделать новые формы, давай так: я вам скажу, где их сделать, а вы продадите нам часть креплений". Так мы и поступили. Год мы продавали (покупали) крепления К2.

Это был первый год жизни Lib Tech. Тогда сотрудничество с Оливьери было уже старым и проверенным. Nitro (которые отделились от нас) тоже знали, где выпускаться. Потом пришёл Burton - с деньгами, заказав себе эксклюзив. В общем, в один момент вдруг все оказались на заводе Оливьери. Впоследствии эту фабрику купил Nike (за 80 млн. долл.). Так что крепления Burton теперь делает Nike.

Самое смешное - что Burton особенно известны своими креплениями. А мы - своими особенно плохими креплениями с языками. Но сделаны они были все на одной и той же фабрике! Наше первое крепление получилось некачественным - плохо открывалась застёжка. Мы протестировали образец, на котором была серийная букля, но когда пришла партия, оказалось, что мистер Оливьери решил преподнести нам сюрприз и поставил вместо серийной - модифицированную, новую.

Когда мы объясняли концепцию крепления, мы сказали, что меньше всего сноубордист хочет, чтобы крепление расстегнулось на горе. А так как Оливьери сноуборда в глаза не видел, то он и сделал такую застёжку, которая не открывалась вообще. Я сам видел на горе Бэйкер парня, который заехав на плоское не мог выстегнуться. И я подумал, что нам конец.

Мы позвонили Оливьери в Италию, он прилетел к нам в офис в Southpark, и мы договорились, что все крепления достаются нам бесплатно. Но нам пришлось отозвать их, высверлить застёжки и поставить новые. Это было одной из причин, почему крепления Gnu не пошли. А язык получил плохую репутацию.

Сообщество райдер Все новости
20.08.2018

С 21 августа стартует летняя распродажа во всех магазинах сети «Райдер». Мы предлагаем ...

06.07.2018

Объявляем старт отличной акции для тех, кто давно уже думает о покупке велосипеда себе либо ...

06.07.2018

Лето пора подарков и приятных бонусов! Совсем недавно мы дарили постоянную скидку в ...

20.06.2018

Мобильное приложение «Райдер» - ваша постоянная скидка, информация об акциях и поступлениях ...

26.03.2018

Наверняка практически у всех любителей активного отдыха найдется ...

28.02.2018

Несмотря на то, что зима крепко держит свои позиции, календарная весна наступает уже ...

25.12.2017

Амигос! В честь Рождества и Нового года мы приготовили для Вас приятный сюрприз! С 25 ...

28.11.2017

Bodydry – термобелье, которое поможет открыть новые возможности всем любителям активного ...

06.04.2012

Философия сети магазинов «Райдер» – «Страсть не нужно сдерживать, ее нужно удовлетворять!». ...

03.02.2012

С 03 февраля в минской сети магазинов "Райдер" стартует распродажа зимней экипировки. ...

30.01.2012

Горнолыжный сезон в самом разгаре. Идеальное время, чтобы спуститься со снежного склона в ...

25.11.2011

Компания Campingaz предлагает уникальный продукт: ...

26.03.2018

Наверняка практически у всех любителей активного отдыха найдется ...

28.11.2017

Bodydry – термобелье, которое поможет открыть новые возможности всем любителям активного ...

27.11.2017

Гидрокостюм нужен для того, чтобы продлить удовольствие от катания, не заболеть и избежать ...

26.11.2017

Горные лыжи, вне зависимости от бренда, можно разнести на несколько ...

20.11.2017

Сноуборды GNU – первенец среди известных детищ производителя Mervin, популярных сноубордов ...

18.11.2017

В первой части мы поговорили о том, что же такое, эта загадочная мембрана, как она ...

17.11.2017

Сегодня мы расскажем о таинственной мембране, одном из самых востребованных ...

13.11.2017

В стремлении стать сильнее и красивее человек обычно прибегает к стандартным тренировкам: мы ...

13.04.2017

Комар И Ко и сеть магазинов «Райдер» приглашают вас принять участие в ...

30.08.2016

О таком велосипеде мечтает каждый уважающий себя велосипедист. И он действительно ...

12.08.2016

Гурт 62 и сеть магазинов «Райдер» приглашают вас принять участие в ...

02.07.2015

Всякий путь, если только он ведет к нашим мечтам, есть путь магический ...

21.06.2015

Самым  занятым  людям,  каких я знал,  всегда  хватает времени на все ...

17.06.2015

Кораблю в гавани не грозит опасность, но не затем он создан, чтобы стоять на ...

12.06.2015

Грустно это - лететь навстречу неизвестности, оставив друга в ...

08.06.2015

Всем здравствуйте! Сеть магазинов «Райдер» рада приветствовать ...

11.07.2012

Премьера видео! RideThePlanet: KAVKAZ WhiteWater. ...

06.02.2012

Медиапроект Ride The Planet, целью которого является исследование и ...

20.08.2018

С 21 августа стартует летняя распродажа во всех магазинах сети «Райдер». Мы предлагаем ...

06.07.2018

Объявляем старт отличной акции для тех, кто давно уже думает о покупке велосипеда себе либо ...

06.07.2018

Лето пора подарков и приятных бонусов! Совсем недавно мы дарили постоянную скидку в ...

20.06.2018

Мобильное приложение «Райдер» - ваша постоянная скидка, информация об акциях и поступлениях ...

28.02.2018

Несмотря на то, что зима крепко держит свои позиции, календарная весна наступает уже ...

25.12.2017

Амигос! В честь Рождества и Нового года мы приготовили для Вас приятный сюрприз! С 25 ...

30.10.2017

Акция «2+1» в магазинах «Райдер» - время обновить гардероб! С 1 по 12 ноября включительно ...

16.10.2017

Только с 16.10.2017 по 29.10.2107 Скажи в любом магазине "Сёрфер 30" и получи 30% на любой ...

24.10.2017

Если вы только начинаете делать первые шаги на пути покорения горных вершин и склонов на ...

12.10.2017

Решение, что начать осваивать ближайшей зимой — лыжи или сноуборд — всегда дается ...

12.10.2017

Первую особенность, которую требуется учесть, если вам необходима выбрать ...

28.06.2016

Отдых на природе отлично снимает усталость после рабочей недели. Особым уважением и ...

12.06.2016

Пока ваш малыш еще не в силах совладать с велосипедом, а полезные и приятные ...

09.06.2016

Обычно велосипедный шлем — этот тот аксессуар, который покупают сразу после ...

28.05.2016

В турпоходе или на рыбалке силы восстанавливаются быстро только в одном случае ...

26.05.2016

Знать, как правильно выбирать палатку, нужно не только впервые отправляющимся в ...

Время работы: Без выходных